Дата: 20.09.2009
Лагерь "Желтая Подводная Лодка" - первые итоги
C 17 по 29 августа на базе православного пансионата "Дарежавный" состоялся первый поход Желтой Подводной Лодки, который запустил долгосрочный проект по развитию одноименной программы подготовки детей к суровым условиям современного мира. В походе приняли участие ребята из Москвы, Подмосковья и Владимирской области. Всего 16 матросов. Восемь из них - воспитанники Софьинского детского дома. Возглавил поход - известный общественный деятель, Председатель КРОМО "Равновесие (www.sirotinka.ru)" Александр Гезалов, именуемый на лодке Адмиралом. Командиром лодки был назначен Вице-президент Благотоврительного фонда "Филарет" Алексей Газарян.Лодка успешно вернулась в порт. Сейчас время активного осмысления и анализа пережитого. Все организаторы, верно, сходятся в одном - "Это стоит продолжать".
Сколько полосок на тельняшке?
(статья с сайта www.miloserdie.ru Автор - Александра ОБОЛОНКОВА)
«Прошу кубрики домиками не называть!»
С ребятами из подмосковного Софьинского детского дома Александр уже работал, приезжал к ним в гости, проводил обучающую программу, анкетирование. «Анкетирование дало такие результаты, - говорит он, - что стало понятно: детям необходимо ехать в лагерь», где они попробуют себя в новой роли, а им помогут изменить понимание жизни. Тем более что у некоторых из участников лагеря не за горами выход из детского дома.
И вот восемь ребят из Софьинского детского дома, еще несколько ребят из многодетных семей, девочка на инвалидной коляске и несколько человек руководителей и инструкторов встрет
ились в один из августовских дней, чтобы вместе совершить 12-дневное «плавание», из группы разрозненных людей превратиться в команду и погрузиться в совершенно иную, непривычную атмосферу. Сначала - для знакомства с темой - отправились на подводную лодку, сейчас уже снявшуюся с боевого дежурства и выполняющую функции музея в московском районе Северное Тушино. А потом - в Рязанскую область, в порт «Державный».
На вопрос «а жили вы в домиках?» Саша Гезалов даже немного обижается: «прошу кубрики домиками не называть!», хотя с бытовой точки зрения ребята были устроены со всеми удобствами - на базе отдыха, услуги которой оплатил один из благотворительных фондов. Но дело в том, что военно-морская тема была выбрана неспроста, и поэтому надо ее придерживаться.
Александр сам служил на атомной подводной лодке: «Меня потрясло, - вспоминает он, - что детский дом очень похож на подводную лодку. Замкнутое пространство, и даже желтый цвет, который, как считается, не так угнетает человеческую психику, преобладает и там, и там. Капитан - это директор, офицеры - это воспитатели, а дети - это рядовые матросы. Только на лодке обучают матросов, а в детском доме не готовят ребят к жизни. А если бы они получали какие-то навыки, то умели бы маневрировать среди тех проблем и жизненных штормов, которые встречаются на пути».
В лагере ребята знакомились с ос
обенностями службы моряков и вырабатывали качества, которые необходимы в команде - ответственность, выносливость, активность, опрятность. «Мы рассказывали ребятам как о великой истории Российского Флота, так и просто какие-то байки из собственного опыта, - говорит Саша. - И для них эти бытовые истории оказались очень актуальны. Вот такой, может быть, странный пример, но некоторые детдомовские дети вообще не стирают носки. Я объясняю: вы представьте, что живете в кубрике, как к вам отнесутся ваши соседи? И дети идут стирать».
Что такое матросская жизнь, ребята познавали по рассказам старших, во время тренировочных занятий на лодках и на ежедневных дежурствах. «Гюйс», «гальюн», «нести вахту» и «пробить в рынду на построение» - для участников лагеря это уже не просто слова. Дети ежедневно спорили за право поднять Андреевский флаг. У всех была морская форма, и каждый был обязан носить с собой расческу и носовой платок: «Расческу, - объясняет Александр, - чтобы, приложив ее к листу, вспоминать о море и ручкой рисовать волны; платок - чтобы не забывать о вежливости, а пилотка надета на голову человека, который прежде, чем что-то совершить, думает».
Подводная лодка не сдается
Думать, а только потом делать - этому ребят учили и в рамках мини-семинаров и тренингов. «У нас, например, была такая обучающая программа, - рассказывает Александр, - "Как потратить 100 тысяч рублей при выходе из детского дома". Мы выяснили, что они совершенно не понимают, что это значит. Один мальчик сказал: "я сразу куплю себе машину за 70 тысяч, а на остальное - оденусь". Что ему надо питаться, что нужно платить за жилье, он даже представления не имеет. И в ходе семинара все это обсуждалось и объяснялось. Еще говорили о будущих профессиях, и тоже - полный швах. О семейных трудностях. Много о чем».
Семинары и обучающие занятия проводили волонтеры, которые откликнулись на приглашение авторов, создателей и «капитанов» проекта Алексея Газаряна, вице-президента БФ «Филарет», совместно с которым КРОМО «Равновесие» осуществляет этот проект, и Александра Гезалова. После каждого мероприятия капитаны давали краткое резюме с точки зрения «подводника»: «Вот волонтер-психолог проводит семинар "Как работать с информацией", то есть с тем огромным информационным потоком, который идет на человека и содержит множество лишнего. А в конце я уже говорю: сегодня вы поработали с информацией, то есть с теми шумами, с которыми встречается подводная лодка на глубине. Что она делает? Либо атакует, либо уходит. Но она не сдается!»
В рамках программы лагеря были также и мероприятия, на которых объяснялось, что такое православный храм, кто там служит и зачем. Но главное, считают организаторы, это не уроки православия, а незаметное для самого ребенка подведение его к вере. «Дети смотрят на нас, - поясняет Саша Гезалов, - мы живем, молимся, и ребята, даже те, которые ничего не хотели слышать о Боге, думают: "чего это они? а почему я не могу?" И в конце нашей поездки даже те дети, которые в начале вообще ничего не хотели слышать о молитве, уже читали наизусть "Отче наш"».
Двенадцать дней - это мало по сравнению с годами, проведенными в детском доме. После насыщенной программы ребята опять возвращаются в привычные желтые стены, где кому-то из них придется провести еще несколько лет, а кому-то уже всего лишь несколько месяцев. Организаторы говорят ребятам: «Сейчас мы обсудили какую-то ситуацию, представьте, что вы в нее попали. Может быть, скоро, может быть, через десять лет. Что делать? У вас уже есть ответ. Надо только его вспомнить».
Хочу, могу, буду
Одна из проблем в работе с воспитанниками госучреждений - это их нежелание что-либо делать. «То есть они делали, но обязательно заявляли: не хочу, не умею, не буду, - улыбается Александр. - И чтобы развенчать этот их девиз мы провели специальный тренинг: каждый из них написал все свои «хочу» - машину, полететь на Луну, много золота, а потом пытался ответить на вопрос - а могу ли я этого достичь и должен ли? Над этой их «не»-позицией мы работали все время, а в последний день лагеря каждый написал в личной книжке матроса свой новый девиз: "хочу, могу, буду", "никогда не сдаваться", "жить по правилам". Можно сказать смело, что лодка их тряхнула».
Для многих детей, привыкших в свободное время валяться на койке и развлекаться играми на телефоне, открылись новые способы проведения досуга. Они узнали о совершенно иных ощущениях от какой-то деятельности, о чувстве удовлетворения плодами своего труда. «Один мальчик, - делится Саша, - довольно сложный такой воспитанник, взял и сшил для моего маленького сына кожаные тапочки. А ведь раньше он никогда этого не делал».
Стимул что-то делать и к чему-то стремиться появляется благодаря тому, что дети видят, что и они, если захотят, смогут чего-то добиться. Ведь добился же Саша Гезалов, смеющийся: «я когда-то был таким же, как вы, простым матросом, козявкой, а теперь, видите, я "адмирал"».
«Я ведь сам знаю, каково это, когда про тебя презрительно говорят: "а, детдомовский", - рассказывает Саша. - Поэтому для меня это был такой особый момент, когда я услышал, как один ребенок говорит другому: "ты - никто". А тот отвечает: "Нет, я не никто. Я матрос". То есть он уже по-другому себя идентифицирует, во-первых, соприкоснувшись с флотом, а во-вторых, за 12 дней поняв, что он, на самом деле, может очень многое».
Сами воспитанники детских домов, не идущие по скользкому пути тюрем и пьянства, а добивающиеся своих целей, смогут изменить отношение к себе в обществе, но для этого им нужна помощь. Государственная воспитательная система не имеет достаточных возможностей, а значит, необходима помощь общества. Инициаторы проекта Алексей Газарян и Александр Гезалов будут выводить проект по поддержке выпускников детских домов на общероссийский уровень, так, чтобы с раннего возраста любой воспитанник имел возможность получать навыки, которые пригодятся ему после 18 лет, и ждут тех, кто присоединится к проекту. Ряд детских домов уже выразил желание принять участие в программе, и в следующем году уже новые воспитанники поедут в лагерь. А те восемь ребят, которые побывали в первом «плавании желтой подводной лодки», как надеются организаторы, сами через несколько лет станут примерами успешных, состоявшихся детдомовцев и приедут как инструкторы для следующих поколений. И так постепенно будет создаваться огромный Флот желтых подводных лодок, в котором все - от адмирала до матроса знают, сколько полосок на тельняшке. Всего две - черная и белая, как в жизни. И за черной обязательно будет белая, если не опускать руки, если хотеть и делать.
В течение года проект ведет активную работу по поддержке воспитанников и выпускников детских домов. Для участия воспитанников детского дома в летнем лагере необходимо заключить договор между детдомом и благотворительным фондом "Филарет".
Со всеми интересующими вопросами по участию в программе "Желтая подводная лодка" обращайтесь к Александру Гезалова по телефону 89210100527 или по электронной почте gezalov@yandex.ru.
Мы пригалашем к сотрудничеству:
- школы
- детские дома и приюты
- общественные организацуии
- благотворителей.
Мы ждем в свои ряды инструкторов, желающих передать свой жизненный опыт матросам.
Вам должно быть больше 18 лет и у вас должен быть четкий ответ на вопрос "Чему я могу научить ребенка?". Вам предстоит пройти отбор.
Мы будем рады любой помощи.
По всем вопросам можно обращаться к руководителям проекта:
Александру Гезалову (Председатель КРОМО "Равновесие") -
gezalov@yandex.ru
Алексею Газаряну (Вице-президент Благотоврительного фонда "Филарет") -
zhivoy@yandex.ru